Острова. Занзибар

Дата: 09.05.2014

женский труд на ЗанзибареК югу от экватора недалеко от восточного побережья Африки расположен архипелаг Занзибар. Это группа коралловых атоллов и небольших островков, самые крупные из которых Унгуджа (собственно Занзибар) и Пемба. Сегодня на Занзибаре проживает около миллиона представителей культуры суахили. Доминирующая религия – ислам, но за прошедшие века эти острова познакомились с множеством культур и обычаев.

Тысячу лет Занзибар был торговой точкой, которая славилась экзотическими специями: гвоздикой, куркумой, корицей и перцем. Но богатства островов привлекали многих желающих наложить на них руку. Сотни лет жителям Занзибара приходилось терпеть иностранных захватчиков. Новые оккупанты оставляли следы на островах и в культуре народа. К 60-м годам ХХ века этническая напряжённость привела к взрыву насилия и гибели людей. Результат – крайняя бедность и плохое здравоохранение.

Некоторые считают развитие туризма способом обрести былое благополучие, но на самом деле прибыль от туристов получают лишь в дорогих отелях. Однако на архипелаге заметны признаки перемен, на руинах прошлого люди строят надежду будущего. Для женщин это означает, что они смогут жить и работать более свободно, не отделяясь от общества, для мужчин — нахождение баланса между традициями и реформой. Островитяне впервые за века сами управляют своей судьбой.

Остров Унгуджи

Город Занзибар на западе Унгуджи — столица архипелага. Здесь живёт 200 000 человек. Их жизнь протекает на фоне богатой истории. Новые возможности соседствуют со старыми ремёслами. Каменный город (Стоун-таун) — исторический центр столицы. Когда-то он был ключевой точкой торговой империи арабов, но сейчас остались незначительные следы былого богатства. Его окружает новый город.

У женщин Занзибара по-прежнему неравные права с мужчинами. Они должны подчиняться своим мужьям и отцам, держаться скромно. Но в особых случаях и за закрытыми дверями всё меняется. Особенно интересен ритуал «иньягу» — церемония инициации, которая проводится исключительно в женской компании. Юных девушек готовят к замужеству, рассказывают как себя вести с мужьями. Всё это сопровождается танцами и боем барабанов.

Полвека назад народ Занзибара отнял власть у арабского правительства путём бунта и восстаний. Ещё в 1698 году Занзибар попал под контроль султаната Оман. После долгих лет торговли султанат объявил его арабской территорией. Под управлением султаната Омана архипелаг стал важной коммерческой точкой. Процветающий порт и шумные базары Занзибара находились в центре огромной международной торговой сети. Арабы становились всё богаче и влиятельней благодаря прибыли от одного товара – рабов. Ислам запрещает порабощать других мусульман, поэтому в рабство попадали пленённые африканцы. Элита арабского общества использовали их для работ на гвоздичных полях. Архипелаг Занзибар стал известен по всему миру, как «острова специй». Даже когда работорговлю отменили в 1873 году, здесь она продержалась ещё целое поколение.

К началу ХХ века архипелаг был поделён между этническими группами. Арабы оставались правящей элитой, они владели богатством и землёй. У африканцев почти ничего не было. Наконец расовое напряжение прорвалось наружу. 12 января 1964 года африканское население пошло войной на арабское правительство. Революционеры подняли восстание. За один день погибли 17 000 арабов и представителей других этнических групп. Об этой трагедии мало что известно остальному миру. Пережив этот ужас, многие арабы покинули остров. Те, кто остался, лишились всей собственности и жили в постоянном страхе.

Изолированный, лишённый традиционного правительства Занзибар искал союза с Танганьикой на африканском материке, намериваясь образовать республику Танзания. Но это скоропалительное решение не остановило насилие и бунты продолжались почти пятьдесят лет. Наконец в 2010 году две главные партии решили прекратить борьбу. Они образовали коалиционное правительство и через несколько месяцев на островах прошли первые мирные выборы.
Занзибар фото

Остров Пемба

На другом крупном острове архипелага Пембе сам ландшафт напоминает о том, как трудно начать жизнь заново. Прежде остров полностью принадлежал арабам и его плодородные земли использовались для выращивания гвоздики. Экономика Занзибара процветала благодаря высушенным бутонам цветов, используемым в кулинарии и парфюмерии. После революции земли арабов были конфискованы и розданы африканским жителям. Многие из новых владельцев забросили фермы. Тысячи гвоздичных деревьев Пембы увяли и погибли.

Новые деревья начинают плодоносить только через восемь лет и лень дорого обошлась архипелагу. После революции производство гвоздики на Занзибаре снизилось на 95% процентов. Но даже хороший урожай не гарантирует прибыль. Фермеры вынуждены продавать гвоздику правительству, другого выбора нет — они не могут торговать со сторонними представителями. Нынешний урожай лишь малая доля былого урожая Пембы, но и теперь на острове производится до 10 000 тонн гвоздики.

Проблема в том, что цена её низкая и не покрывает затрат крестьян. Государственная торговая корпорация Занзибара платит производителям гвоздики меньше половины рыночной цены. Другие менее щепетильные фермеры выходят на чёрный рынок. В Кении можно получить за гвоздику в три раза больше, но цена контрабанды также высока. Иногда контрабандистов ловят и тогда они теряют всё: товар, судна, деньги, свободу.

Когда-то гвоздика приносила богатство Занзибару, а теперь эта индустрия едва держится на плаву. Но так или иначе новая политика обещает светлое будущее для фермеров. По всему архипелагу островитяне жаждут перемен. Половина населения живёт за чертой бедности, обеспечивая пропитание дарами моря и земли. Средний доход составляет меньше одного доллара в день.

Но одна отрасль экономики Занзибара всё же процветает — туризм. Пляжный отдых и посещение исторического города привлекают на архипелаг более 100 000 туристов в год. Быстрый рост туризма даёт новые возможности и рабочие места. На ночном базаре в центре Каменного города торговцы всегда готовы к делу. Солнце садится и воздух наполняется ароматами жареной рыбы и кебаба. Туристы и местные жители заполняют улочки Занзибара.

Несмотря на многочисленные плюсы, туризм не решает проблемы бедности. Посетители редко покидают пределы отеля и его пляжей. Очень незначительная часть денег, получаемая курортами, поступает местному населению. Некоторые предприимчивые жители организовывают туры, позволяющие увидеть настоящий Занзибар, показывают, как жизнь в деревне развивается в гармонии с природным окружением.

В лесу у Фуфума расположены пещеры, использовавшиеся для священных ритуалов, которые могут привлечь посетителей. Здесь можно познакомиться с местным знахарем. Жители всегда обращаются к нему за помощью. Люди приходят сюда, когда заболеют или когда хотят обратиться к духам предков. Во многих пещерах оставлены небольшие украшения и дары для требовательных духов.

Духи предков не единственные обитатели леса. Туристы в лесу у Фуфума могут увидеть редчайших животных Африки. Колобусы Кирка обитают лишь на Занзибаре. Обезьяны живут в кронах деревьев рядом с шафрановыми ткачами. Лес у Фуфума полный экзотических животных и уникальных традиций может стать достопримечательностью для туристов, интересующихся не только пляжами.

Местные власти используют все деньги от туризма на поддержание общины: электрификацию, снабжение школ книгами и учебными пособиями. Но, несмотря на все ухищрения, число посетителей леса удручающе мало. Всего за год эту местность посещает 20-25 туристов в год. Не существует возможности рекламировать лес за пределами Занзибара. Люди на местах хотят, чтобы большие отели присылали им туристов.
остров Занзибар

Остров Тумбату

Однако на архипелаге есть места, где чужаков не потерпят. Всего в двух километрах от Унгуджи расположен остров, который не интересуется современным миром – Тумбату. Когда-то Тумбату был столицей всего Занзибара. Теперь же его жители решили отделиться. Это народность ватумбату, представители которой утверждают, что являются прямыми потомками персидских шахов, прибывших на Занзибар в Х веке. Сегодня они гордятся своей независимостью и прогоняют чужаков.

Жители Тумбату до сих пор пользуются славой лучших мореплавателей на восточном побережье Африки. Но рыбный промысел здесь настолько обширен, что даже лучшие навыки не гарантируют хороший улов.

Джонговэ одна из двух деревень на острове, здесь живут 4 тысячи человек. Они сами добывают себе пропитание, оплачиваемой работы здесь нет. В сердце культуры общины лежит вера. Ислам привезли на Занзибар первые поселенцы арабы. Народность ватумбату правоверные мусульмане. Следуя исламскому учению, они совершают омовение перед молитвой пять раз в день. Мужчины посещают мечеть, а женщины молятся поодиночке.

Глава деревни намерен оградить её от современного влияния, которое считает вредным: «Сейчас на Занзибаре, если и происходят какие-то преступления, то в этом никогда не замешаны люди ватумбату. Это потому что мы следуем нашей культуре и религии». Одной из необходимых мер он считает пресечение туризма сегодня: «Туристы идут плавать в море, затем лежат на пляже только в купальных костюмах. Потом также будут вести себя наши жители и поэтому я боюсь туризма».

Влияние туризма на культуру может обойтись дорого, но ещё дороже обойдётся его исключение из жизни архипелага. Тумбату один из беднейших островов Занзибара, его жители имеют доступ лишь к обычным лекарствам. В местной больнице лечат только парацетамолом. Даже в столице архипелага нет гарантии хорошего здоровья. Здесь есть ещё и физические барьеры, а не только культурные. У трети жителей Занзибара нет доступа к чистой проточной воде. Некоторые берут воду из общественных колонок, но донести её домой непросто.

Антисанитария ещё одна большая проблема. Тяжело убирать отходы, когда менее двадцати процентов населённых пунктов оснащено канализационными коммуникациями. Всё это приводит к постоянной угрозе инфекционных болезней вроде холеры. А в результате продолжительность жизни на Занзибаре составляет около 48 лет, она одна из самых низких в мире. Особенно уязвимы дети.
Занзибар отзывы

Стремление к переменам

На юго-восточном берегу Унгуджи небольшая группа людей старается улучшить положение детей Занзибара. Здесь находится одна из трёх больниц на острове, где есть клиника для матерей и новорождённых. Правительство хочет построить лечебные заведения по всему Занзибару, но не хватает специалистов. Дополнительное финансирование британского благотворительного общества позволило улучшить состояние больницы. Но для лечения 60 тысяч человек нужно гораздо больше.

Убедить местных женщин обращаться в больницу не так-то просто. Большинство будущих матерей ходят к деревенским повитухам. Они имеют опыт родовспоможения, но не получили формального образования в этой области. Традиционные повитухи очень важны в общинах и с ними необходимо плотно сотрудничать, чтобы убедить будущих матерей посещать больницу.

Подобные мелкие перемены в отношениях и коммунальных услугах, означают рождение новой эры на Занзибаре. По всей стране заметны признаки перемен. Ещё поколение назад женская футбольная команда была бы немыслима. Когда девушки соревнуются с мужскими командами, кажется что на кону не только судьба игры. Они часть нового поколения, которое добивается для себя лучшего положения. Революция коснулась не одного лишь спорта. На улицах старого города женщины образовывают строительные бригады, ремонтируют и реставрируют старые дома столицы.

В прибрежной деревушке Кидоти на севере Унгуджи женщины работают не только за идею. Сбор морских водорослей обеспечивает им пропитание. Растения ценятся из-за своей консистенции и используются в косметике, медицине, из них даже делают мороженое. Но нужно не просто подбирать то, что есть, а в течение трёх месяцев выращивать и культивировать урожай. Для лучшего роста водоросли необходимо подвязывать верёвками, как стебли томатов.

Работая каждый день за пятьдесят центов, женщины собирают до семисот килограммов свежих водорослей в год. Но сбор это только начало. Свежие растения должны быть высушены на горячих камнях, прежде чем их можно обрабатывать и продавать. Под палящим солнцем этот труд особенно утомителен.

Женщины даже умудряются организовывать небольшие кооперативы по производству масел и мыла – дорогих товаров, которые приносят реальную прибыль. Экспорт традиционных товаров идёт на спад и женщины строят основание новой экономики Занзибара. Благодаря этому меняется их место в обществе.

Жизнь нации по всему архипелагу определяют отдельные предприятия. Они ведут Занзибар к новой фазе развития в социальном и политическом плане. Но ритуалы и традиции островов не потеряли своего значения. Сейчас здесь открывается новое будущее и «острова специй» начинают свой собственный новый путь.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!


комментариев 7 к статье “Острова. Занзибар”

  1.  RonnieTaf 09.05.2014 в 14:26

    Странно получается, африканцы готовы трудиться за копейки, довольствуются малым, ресурсов у них как природных, так и человеческих хватает, а живут за чертой бедности. Причём не только на Занзибаре. Руководители что ли плохие, так судя по частым революциям, «настоящих буйных» хоть отбавляй. Проблема…

    [ Ответить ]

  2.  Курносая 09.05.2014 в 17:04

    Не зря доктор Айболит туда ездил спасать больных животных. Видно проблемы Занзибара были известны ещё во времена К.Чуковского.

    [ Ответить ]

  3.  Лана 09.05.2014 в 21:51

    Вообще-то автономная республика Занзибар входит в состав государства Танзания, это не отдельная страна. И там, кроме арабов, ещё и немцы с англичанами оказывали сильное влияние.

    [ Ответить ]

  4.  Григорий 13.05.2014 в 14:52

    Итак, и здесь, на Занзибаре, за чёрными рабами охотились вовсе не белые. Они их только покупали, как и на континенте, у других аборигенов. Но претензии за рабство исторически только к ним…
    Кстати, фермерское земледелие и в ЮАР не лучшие времена переживает, и по той же примерно причине — массовый исход белых фермеров. Нет, я вовсе не расист, но всё же…

    [ Ответить ]

  5.  Шило 14.05.2014 в 18:19

    Отзывы туристов о Занзибаре (если они, конечно не купленные) довольно позитивные. Большинство сходится во мнении, что сервис приличный, еда качественная, море тёплое. Но скучно… Кроме природы, пляжного отдыха и танцев местным работникам туриндустрии особо предложить нечего, достопримечательностями архипелаг небогат.

    [ Ответить ]

  6.  Петрович 01.06.2014 в 06:58

    Отсутствие развитой экономики играет и положительную роль для островов. Природа на Занзибаре ещё находится в относительно нормальном состояния. Много сохранилось строений, которым по сто и более лет. Так бы давно уже экваториальные леса вырубили, мартышек разогнали и построили многоэтажки с пластиковыми окнами и кондиционерами.

    [ Ответить ]

  7.  Олег 25.06.2014 в 08:45

    Занзибар это для любителей экзотики. Можно найти не менее экзотические места и у нас. Вместо того, чтобы поднимать экономику чужой страны, не лучше ли вкладывать деньги в развитие своей инфраструктуры и дать возможность заработать своим землякам. Если кто-то ищет непролазные места — так милости просим в тайгу.

    [ Ответить ]

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

 * Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)