Психические расстройства – социальное клеймо?

Дата: 29.06.2011

фото к теме психическое расстройствоТак называемые антипсихиатрические настроения характерны населению Европы, включая и страны бывшего СССР. В их основе находится нежелание видеть в своём близком окружении человека, психическое здоровье которого не идеально. Общественное сознание отвергает факт про биологическую причину психических расстройств, которые возникают вследствие нарушения структуры и функции головного мозга. Психические расстройства считаются результатом моральной неполноценности, пороков, скверного характера, влияния магических сил, судьбы, семейного проклятия.

Диагноз психического расстройства расценивается как некое социальное клеймо, дискредитирующее человека. Отсюда страх перед специальностью психиатра и укоренившееся мнение о том, что работа психиатрической службы заключается в выполнении социально-репрессивных функций.

В международной классификации и диагностике к психическим расстройствам относится очень широкий спектр состояний: от тяжело протекающих психозов до обычного трудоголизма. У психиатров США существует понятие «дубовый человек». Термин используют для характеристики человека без творческих задатков и ярких особенностей личности, этакого консерватора. Характерным признаком такого человека является то, что у него не возникает необходимости обращаться за помощью к психиатру или психологу. По данным германских психиатров численность таких личностей среди населения Европы составляет менее 40 %. Поэтому можно сказать, что психические расстройства у населения весьма распространены.

В общественном сознании существует мнение, что психические расстройства неизлечимы и их протекание всегда является неблагоприятным процессом. Однако подавляющее большинство этих заболеваний только в начале характеризуется неблагоприятным, приступообразным течением в виде отдельных эпизодов, когда симптоматика появляется, а под конец лечения пропадает. Отмечается патаморфоз психических расстройств с увеличением числа клинических случаев с благоприятным прогнозом, когда тяжёлая симптоматика в начале заболевания в дальнейшем ослабляется.

Не многие знают, что шизофрения, которая вызывает в общественном сознании непреодолимый ужас, в 30 % случаев завершается практически исцелением. Более 40 % больных страдают лишь редкими, кратковременными эпизодами психических расстройств, которые хорошо поддаются лечению. Более 75 % больных шизофренией сохраняют трудоспособность, не являются инвалидами и могут вести нормальную жизнь.

Наконец, в обществе (не без помощи средств массовой информации) существует множество мифов о злоупотреблениях в психиатрии, ужасных историй о постановке психиатрических диагнозов здоровым людям, а психиатрические больницы изображаются местами лишения свободы, где личное здоровье пациентов находится под угрозой. Но внимание общественности практически не привлёк уникальный по своему значению феномен так называемой «психофармакологической революции» второй половины XX века. Появилась возможность целенаправленно воздействовать на нейрохимические нарушения при психических расстройствах. Работа в этом направлении и практические результаты просто ошеломляют: врачи теперь купируют симптоматику психоза всего за 2-3 недели (на что в XIX веке уходило не менее года) и способны значительно ослабить симптоматику депрессии за 4-5 недель (в XX веке депрессивные состояния лишали человека трудоспособности на многие месяца).

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!


комментарий 31 к статье “Психические расстройства – социальное клеймо?”

  1.  Ирица 29.06.2011 в 13:28

    Исторически сложилось, что диагноз по причине психического расстройства — клеймо для всей семьи, именно поэтому, многие родные и близкие стараются эту проблему замалчивать, обращаясь к врачу только тогда, когда болезнь сильно запущена. Еще один неприятный фактор: считается, что психические расстройства способны передаваться по наследству. Однако, люди забывают, что своевременно начатое лечение способно облегчить как состояние больного, так и жизнь самим родственникам. Безусловно, медицина не стоит на месте, поэтому шансы на воздоровление растут с каждым годом.

    [ Ответить ]

  2.  Alex 29.06.2011 в 21:13

    В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что лечение у психиатра это клеймо на всю жизнь. Да что говорить, если большая часть населения до сих пор не видит разницы между психиатром и психологом. Нужна огромная просветительная работа.

    [ Ответить ]

  3.  igoryak 03.07.2011 в 11:56

    Полностью согласен с Алексом. В нашем обществе зачастую неадекватно относятся к посещениям психолога, а не то что психиатра, личное здоровье с таким отношением не поправишь.

    [ Ответить ]

    Надежда ответил(а)

    Да уж, что правда, то правда. Какое-то безграмотное, запуганное и дремучее наше общество.

    [ Ответить ]

  4.  wasp33 17.07.2011 в 18:20

    Вы хотите об этом поговорить? Да в наше время просто нет времени и средств обращаться к врачам: либо психологу, либо к психиатру, да и вообще к любому другому. Лучшее средство в нашем славянском обществе — это огненная вода.

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Да, медицина у нас не бесплатна и квалификация некоторых врачей сомнительна. Но вряд ли с помощью спиртных напитков можно решить проблемы со здоровьем.

    [ Ответить ]

  5.  Алый 02.08.2011 в 18:02

    В нашей стране к психиатрам особое отношение еще с советских времен, когда неугодные оказывались в психиатрических больницах. Да и условия в этих больницах сами понимете. Отсюда — страх населения, и психиатр, вроде не врач, а каратель.

    [ Ответить ]

  6.  lenaya 10.08.2011 в 06:12

    «В их основе находится нежелание видеть в своём близком окружении человека, психическое здоровье которого не идеально…»

    Но это, же естественно! Здоровое общество, в соответствии с законами естественного отбора, изгоняет больных особей. Попробуйте сами пожить с психически неадекватным человеком, уверяю, человеколюбие очень быстро испаряется…

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Естественный отбор скорее характерен для мира животных. Никто не спорит с тем, что с больным человеком тяжело, но люди тем и отличаются от животных, что кроме инстинктов они способны мыслить, быть милосердными и терпеливыми. Вот, что естественно.

    [ Ответить ]

  7.  lenaya 13.08.2011 в 11:03

    Ага, после года, прожитого с бабулей в маразме, милосердие и терпение так и хлещет…

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Ну и где сейчас старушка? Не думаю, что Вы избавились от неё, следуя правилам естественного отбора.

    [ Ответить ]

  8.  lenaya 15.08.2011 в 02:39

    Да нет, конечно, бабуля здравствует. Она же не виновата, что болеет. Но не дай бог такую старость, так обременять близких…

    [ Ответить ]

  9.  Марат 29.08.2011 в 14:36

    Считаю, что психическое расстройство никак не результат моральной неполноценности. Диагноз заболевания — полная нестабильность в стране, ну и в личной жизни, а в дальнейшем естественно в голове.
    К психиатру ходить не зазорно, многим он помогает, и бояться этого не стоит.

    [ Ответить ]

    Надежда ответил(а)

    Насколько мне известно, проблемами «в голове» занимаются психотерапевты, а не психиатры. А вообще я вам скажу, что все мы родом из детства. Оттуда и проблемы. Но таблетками и уколами это никак не вылечишь. Проблема «сидит» намного глубже.

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Психиатр и психотерапевт, в отличие от психолога, являются врачами. К психотерапевтам, например, обращаются во время депрессии или при возникновении различных фобий. Психиатр занимается более сложными душевными состояниями. Врачи могут назначать лечение и выписывать лекарственные препараты, а психолог помогает искать выход из кризисных ситуаций, но лекарства не назначает. В целом, все они занимаются «проблемами в голове», только по-разному.
    Здесь я много чего могу добавить, но сейчас некогда, спешу на приём к своему психологу. Времени мало, а мне ещё нужно выгулять розового кролика и сделать тёплые стельки из авокадо – осень уже на пороге!

    [ Ответить ]

  10.  Ivan 11.11.2011 в 08:40

    А чего картинка такая — теме поста не соответствует?

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Мои знакомые психи фотографироваться не захотели, стесняются и говорят, что мы, мол, не фотогеничные. А фото к посту очень даже подходит, серая стена — это символ того, что общество не приемлет людей с психическими заболеваниями, пытается отгородиться от них.

    [ Ответить ]

  11.  НатальЯ 14.11.2011 в 22:12

    Не знаю, врачи шутят, что нет здоровых людей, а есть недообследованные, но у подруги моей на лестничной клетке соседка была психическая, могла плюнуть, ударить, детей испугать, и ничего ей не сделаешь, у нее справка есть. Это даже страшно было, психи психам рознь!

    [ Ответить ]

  12.  Екатерина 17.02.2012 в 21:20

    Сейчас общество стало более раздражительным и нервным в основной массе. Но есть и отдельные индивидумы, особо ведущиеся на любые колебания в обществе. Страшно осозновать, что по соседству с тобой может жить самый настоящий псих.

    [ Ответить ]

  13.  rob 26.03.2012 в 13:32

    Я думаю, что причина большинства проблем с психикой у людей заключается в уровне жизни. Наша реальность может довести любого человека до депрессии.

    [ Ответить ]

  14.  Larisa 08.04.2012 в 11:26

    Вы всесторонне развитый человек! Поражаюсь, всюду, в любой области у Вас свое мнение и свой взгляд на жизнь, на виденье проблемы.
    Кстати, то, что заболевания психики являются наследственными — факт! Не те, что с возрастом человек приобретает, а смолоду. Напрасно родственники наплевательски, надеясь на «авось» относятся к таким больным! Иногда такая болезнь влечет за собой трагический конец! Ну а то, что положение с медперсоналом, содержание таких больных не «блещет», так это не удивительно. Персонал специально подбирается, не каждый справится с таким больным! Ну условия содержания, так скажите, где они сейчас на должном уровне?! Только в частной клинике, но там и оплата за услуги — «мама не горюй». Остается выбирать…

    [ Ответить ]

  15.  Елена 04.06.2012 в 08:38

    Все это понятно, пока не коснется непосредственно каждого (( не дай бог! Сейчас такая экология, и сама жизнь, что на ровном месте возникают болезни, о которых раньше и не слышали… или молодеют хронические. Чаще всего мы не то чтобы знаем, КТО живет рядом по соседству, но и молодые пары создаются в неведении, что там — в той семье? Там, где ЯВНО не заметно заболевание, родственники скрывают этот факт. Опять же если обратиться к эзотерике — любое заболевание близкого человека, это урок нам, который надо решить. Как у доски в школе..

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    С учёбой как раз проблема, даже на своём горьком опыте. Повторяем ошибки с завидной регулярностью. Вот и наказывает нас жизнь сплошными «двойками», а в конце пути чаще всего получаем полный «незачёт».

    [ Ответить ]

  16.  alexnov 19.10.2012 в 14:42

    Термин «дубовый человек» характеризует скорее уровень умственного развития, а не психическое здоровье.

    [ Ответить ]

  17.  Hoyt13 18.11.2012 в 21:42

    Мне кажется, что всё зависит от воспитания человека еще с детства, от того, как он научился воспринимать окружающий мир. Психическое расстройство это как вселенная — никто не может понять этих людей, у них свой мир, а может это мы не такие как они.

    [ Ответить ]

  18.  ofa 26.01.2013 в 16:45

    Людям с психическими расстройствами нужен попросту хорошо квалифицированный врач, но не всем больным везет в этом вопросе. Будем надеяться, что в недалеком будущем этой проблемы не будет.

    [ Ответить ]

  19.  Ольга 20.03.2013 в 10:57

    Обидно читать, что вот в советское время…. Я родом из того времени. Когда умерла бабушка, то очень болезненно перенесла ее смерть, пришлось обращаться к невропатологу. Великолепный врач. Такого даже за большие деньги сейчас днем с огнем не найдешь. А то, что сейчас много людей страдают психическими расстройствами, отчасти виноваты СМИ. В Канаде много лет где-то 3-6 месяцев, могу ошибиться, не работало ТВ. Так в несколько раз снизились обращения к врачам по поводу психических расстройств. Так что подумайте…..

    [ Ответить ]

  20.  Сергей 23.03.2013 в 16:54

    Однозначного мнения по поводу пользы психиатрии скорее всего не будет еще в ближайшем будующем. Во-первых, из-за некомпетентности многих врачей, что хорошо показывает сериал «Интерны» (этакая многосерийная басня про медицину), где на одного профессионального врача найдутся 7 «Лобановых»; во-вторых, несовершенство самой медицины — например, такие заболевания как шизофрения, эпилепсия, дипрессия до сих пор находятся в стадии «белых пятен» психиатрии и даже, если удается ответить на многие вопросы, медицина не спешит отказываться от старых методов лечения — наример, при дипрессии в любом современном справочнике подробно объясняется симптоматика и лечение этого заболевания, а на практике в основном ограничиваются антидепрессантами (что равносильно подавлению депрессии спиртным) заставляя больного либо вечно сидеть на антидепрессантах (на радость фармакологическому бизнесу), либо прекращая принимать препараты возвращаться в прежнее состояние, только в еще более усугубленной форме. Плюс ко всему, у большинства врачей есть странная традиция зацикливаться на каком-либо одном открытии, как было с дедушкой Фрейдом, конечно, спасибо ему за психоанализ, но, к сожалению, наша медицинская наука довела этот метод почти до абсурда и таких примеров в медицине много. Само собой разумеется почему люди с таким недоверием относятся к психиатрии.

    [ Ответить ]

  21.  Татьяна 01.03.2014 в 06:00

    В наше время практически у каждого человека можно поставить диагноз психического растройства. Не верите? Вспомните, как часто, гуляя по городу Вы считаете окна, деревья, проезжающие автомобили; в пасмурный день — Вас раздражают все окружающие люди, вещи… Таких моментов можно назвать много и они относятся к признакам психических заболеваний. Поэтому не нужно выискивать психические заболевания у окружающих, а быть просто более терпимым ко всем окружающим.

    [ Ответить ]

  22.  Astra 05.04.2014 в 09:12

    Согласна с предыдущими мнениями в том, что сегодня отменным психическим здоровьем может похвастаться не каждый. Состояние постоянной нестабильности- финансовой, экономической, политической,постоянные негативные новости СМИ, равнодушие окружающих приводит к плачевным последствиям в области психики практически у каждого.

    [ Ответить ]

  23.  Алексей 16.06.2014 в 10:38

    В наше время очень многие факторы влияют на психику людей. Должен согласиться с комментариями в которых сказано, что немаловажный фактор играет и воспитание человека. Но нельзя скидывать со счетов и врождённые нарушения. Думаю что лечить нужно независимо от происхождения болезни.

    [ Ответить ]

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

 * Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)