Большое кладбище кораблей в маленькой Ситакунде

Дата: 11.04.2014

Читтагонг

Перестаньте дырявить мой корабль!
Джек Воробей

Рождение корабля всегда сопровождается праздником с напутственными речами, шампанским и бурными овациями. Подобные сюжеты мы видели не раз. Но куда деваются суда после списания, мало кому известно. На длительный пенсионный стаж могут рассчитывать единицы и то лишь в качестве плавучих ресторанов, отелей или музейных экспонатов. Большинство же без лишних сантиментов отправляется на кладбище кораблей, например, таких как в Ситакунде городе-спутнике Читтагонга (Бангладеш).

Причём спокойно ржаветь ветерану на берегу Бенгальского залива никто не позволит. Местные специалисты с минимальным набором инструментов вручную разбирают суда до последнего винтика. На выделенном под демонтаж десятикилометровом пляже в едком токсическом дыму постоянно кипит работа. Можешь убедиться лично, заодно и на море отдохнёшь, расслабишься.

Списание на берег

Чтобы безнаказанно делать фотоснимки в Ситакунде лучше заручиться поддержкой местных влиятельных людей, объяснить им, что ты не сотрудник Greenpeace или International Labour Organization и сам приехал из страны, где с экологией и соблюдением техники безопасности также существуют серьёзные проблемы.

После тридцати лет службы эксплуатация корабля становится слишком затратной, и владелец сдаёт его на переплавку по цене 12$ за тонну. С вечерним приливом на борт поднимаются специальные люди, разводятся пары и обречённое судно отправляется в последний путь. На полном ходу его сажают на песчаный пляж, отключают все системы и команда ждёт отлива, чтобы спокойно сойти на берег.

Утром из расположенного рядом посёлка, в котором отсутствуют элементарные бытовые условия, на кладбище кораблей отправятся толпы плохо одетых рабочих. Прежде чем приступить к разборке, они обыщут каюты в расчёте на что-нибудь ценное: продукты, табачные изделия, а если повезёт, то и дефицитные для мусульманского мира алкоголь или эротические журналы.

За следующие полгода с помощью газовых резаков, кувалд и лебёдок судно разберут. На переработку пойдёт не только метал — будут использованы повторно 98 % всех материалов. Оставшиеся два процента в виде ядовитых веществ окажутся на песке, в море и лёгких людей. Тридцать пять тысяч человек трудятся в Ситакунде за 1,2$ в день, несмотря на вредные для здоровья и опасные для жизни условия. Это позволяет рабочим худо-бедно кормить свои семьи.

Бангладеш фотоСначала в корпусе проделываются отверстия для вентиляции, чтобы не допустить взрыва паров горючего. Затем в судовой надстройке демонтируется всё, что содержит цветные металлы (приборы, трубы, провода). Надстройку режут на несколько частей, каждая из них при падении вызывает лёгкое землетрясение. Перемещают тяжёлые куски металла по кладбищу кораблей с помощью лебёдки, якорных цепей и стальных тросов, которые не рассчитаны на такие нагрузки. Они часто рвутся, что приводит к травматизму и даже смертельным случаям.

Покончив с надстройкой, переходят к корпусу в носовой части судна. Здесь приходиться попотеть – обшивка толстая, поддаётся с трудом, но и её понемногу демонтируют. Затем наступает очередь двигателя, большого бронзового винта, остальной обшивки корпуса и рулевого механизма. Таким образом, ежегодно на суше оказывается свыше миллиона тонн металлолома.

Историческая справка

До конца 60-х годов прошлого века старые корабли разбирали по месту их строительства. С учётом всех затрат (на специальное оборудование, зарплату квалифицированным рабочим, строгое соблюдение условий труда, экологическую безопасность) заниматься утилизацией развитым странам было невыгодно. Несколько азиатских государств поочерёдно пытались наладить у себя разборку суден, но выполнение жёстких требований Международной организацией труда не оставляло шансов на получение прибыли, а ссориться с влиятельным учреждением никто не хотел.

Никто кроме Бангладеш. Причём страна оказалась в этом деле случайно благодаря сильному шторму, который в 1965 году выкинул на берег в районе Читтагонга коммерческий пароход. Местное население быстро растащило не только уцелевший груз, но сам корабль по частям. Тогда и появилась идея организовать разборку списанных суден непосредственно на берегу с привлечением дешёвой рабочей силы.


В государстве, где около 40 процентов жителей находятся за чертой бедности, найти людей для опасной низкооплачиваемой работы не составило труда. Более того попытки властей Бангладеш, МОТ, экологов и прочих организаций прикрыть вредное производство встречают ожесточённый отпор со стороны самих рабочих. Для них кладбище кораблей в Ситакунде это единственная возможность выжить.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!


комментариев 19 к статье “Большое кладбище кораблей в маленькой Ситакунде”

  1.  ROMMARIO 12.04.2014 в 16:53

    Обалдеть, работать на кладбище кораблей в Бангладеш считается за благо! С таким уровнем жизни по идее преступность должна быть большой, но это не так. У мусульман с законом строго, лучше жить впроголодь, чем воровать.

  2.  Галушка 13.04.2014 в 21:29

    Странно, что разборка корабля считается невыгодным делом. А у нас такой ажиотаж по металлолому, сдают всё подряд. Хотя чему удивляться, например, за утилизацию тех же энергосберегающих лампочек или батареек в Европе заплатить нужно. Недёшево обходится экологическая безопасность.

  3.  Македонский 14.04.2014 в 09:57

    Мы плачемся на жизнь тяжёлую. Тут почитаешь, как другим людям приходится несладко, как им трудно выживать на кладбище кораблей, глядишь — а у меня ещё всё нормально. Лучше сравнивать себя с более обделёнными, тогда и депрессии не появится.

  4.  Лёха 14.04.2014 в 11:17

    Почему так получается, что трудолюбивые люди живут в плохих условиях. Видно нет воли правителей страны. Мне кажется, что выгоднее руководить богатой и спокойной державой, чем наживаться на других и каждый день ожидать беспорядков.

  5.  Вовчик 15.04.2014 в 01:09

    Унылое место это кладбище кораблей. Вроде бы обычное производство, где ликвидируют старую технику, а по сути — страдают люди. Хотя сами они так не считают, если отстаивают своё место работы. «А куда крестьянину податься?»

  6.  Дмитрий 15.04.2014 в 09:09

    Конечно не выгодно продвинутым странам заниматься утилизацией кораблей. Его же разобрать нужно с соблюдением всех мер предосторожности, а это очень не просто. Затем порезать, отвезти на завод. Проще купить железной руды и сразу плавить сталь.

  7.  Lenchik 16.04.2014 в 08:47

    К такой громадине страшно даже просто подходить — а вдруг набок завалится? Не говоря уже чтобы молотком по ней стучать!

  8.  Smirnoff 16.04.2014 в 11:22

    У нас, думаю, тоже самое случилось, если бы корабли выбрасывали на берег. Народ бы сам подтянулся их разбирать и канализационные люки остались бы целыми, которые воруют часто. А то ходишь ночью, как по минному полю — не знаешь куда свалишься.

  9.  Николай 17.04.2014 в 08:38

    Надо на международном уровне ввести утилизационный сбор. Пусть строитель или хозяин корабля каждый год с доходов отчисляет в банк установленную сумму. И ему будет не трудно 20-30 лет выплачивать понемногу и судно без проблем можно будет разобрать по-нормальному. Только тогда бангладешцы останутся без работы, вот в чём проблема.

  10.  nadezda_57 17.04.2014 в 10:54

    Люди рады и такой работе, ведь другой нет и вряд ли предвидится. Индия, Бангладеш по уровню жизни находятся за чертой бедности. Властям наплевать на экологию, на санитарию, технику безопасности. На этом кладбище работают даже дети, без специальной техники.

  11.  Башо 18.04.2014 в 16:18

    Бангладеш — республика, но вроде бы там англичане рулят. Их протекторат. А страна по идее перспективная: плодородные земли для сельского хозяйства, в Бенгальском заливе полно морепродуктов, пляжей много для курортного отдыха (кроме, конечно, кладбища кораблей), металлургия, большой трудовой потенциал. Политической воли нет. Вот я бы туда поехал. А кто в президента Бангладеша крайний? Никого? Тогда я первый буду 🙂

  12.  Nicholas 18.04.2014 в 22:31

    Какой там курортный отдых, если из-за разборки в море и песок попадают вредные вещества и мазут. Представьте, что значит разобрать списанный танкер. Это тонны отходов!

  13.  Дэнни 19.04.2014 в 21:49

    В мусульманских странах традиционно быстро растёт население, а экономика отстаёт. Редко какое государство эффективно использует человеческий потенциал так, например, как Китай.

  14.  Григорий 20.04.2014 в 18:30

    Ну вот, а мы тут страдаем, что со списанными АПЛ делать… А в Ситакунду их, и все дела!:) Хотя способ утилизации кораблей, придуманный советским фантастом Беляевым, всё же выглядит романтичнее как-то.

  15.  Сашок 26.04.2014 в 00:50

    Ситуация с высоким травматизмом в Бангладеш везде такая, а не только на кладбище кораблей. Здесь много швейных фабрик, где случаются пожары и обвалы. Те граждане «цивилизованных» стран, что возмущаются плохими условиями труда в Бангладеш, сами же и носят модную дорогую одежду, которую за 35 долларов в месяц шьют тамошние жители. Всем выгодно наживаться на бедняках, пусть это будет разборка парохода или изготовление куртки.

  16.  геккон 30.04.2014 в 20:03

    Во время индо-пакистанского конфликта этих кораблей у берегов Бангладеш потонуло куча. Даже специалистов из СССР присылали поднимать этот хлам со дна морского. Вообще Советы много денег туда вкинули и военную помощь оказывали, потому что в стране с момента образования социализм пытались строить, только не получилось.

  17.  Pavel 02.05.2014 в 00:13

    Туристы туда мало ездит, отзывов почти нет. Иностранец для них, как что-то необычное и при деньгах. Поэтому отдых в Бангладеш, если не считать перелёта и трансфера, получается дешёвый. Допустим, нормальный номер на двоих от восьми долларов в сутки.

  18.  Дмитрий 28.05.2014 в 07:39

    Корабли еще разбирают в Индии, подальше от тур зоны. Судно через 30 лет должно пройти обязательную проверку, что-то типа ГосТехОсмотра, только международного, это очень дорого, да полную исправность у такого судна сложно обеспечить.

  19.  Виталий 11.07.2014 в 19:59

    Конечно, куда им деваться от безысходности, какая никакая, но всё же работа! Им бы посерьёзней технику для разборки, тогда и работа бы ускорилась, больше кораблей смогли бы разбирать.

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

 * Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)