Как выбрать надувную лодку

Дата: 15.06.2013

Традиционно отдых на воде является самым популярным досугом в летнее время. Приятно с утречка на лесном озере закинуть удочку, в полуденный зной окунуться в прохладную речку, а вечером понежить свои тучные телеса под ласковым крымским солнышком. Посещение пляжа, рыбная ловля или речной сплав – в любом случае резиновая надувная лодка разнообразит ваш отдых.

резиновая надувная лодка пвх перечень деталей лодки с мотором

На первый взгляд выбрать надувную лодку не составит никакого труда — устраивает цена и количество посадочных мест, значит, эту модель и нужно купить. Спешу разочаровать, но универсальных плавсредств не бывает, одни достоинства в определённых условиях становятся недостатками в других, что может негативно сказаться на безопасность поездок.

Какую надувную лодку выбрать

Главные критерии при выборе лодки это даже не цена или производитель, а предполагаемые условия эксплуатации туристического снаряжения. Вам необходимо как можно точнее сформулировать цели: «для чего?» и «где?». Если вы собираетесь ловить рыбу на небольших озёрах, то достаточно небольшой китайской лодки ПВХ со сланями. Если намечается семейный отдых с детьми на море, то лучше купить RIB-катер, речь о котором пойдёт ниже.

Итак, рассмотрим основные технические характеристики надувных плавсредств, которые влияют на эксплуатацию и соответственно на выбор лодки.

Материал

В основном для производства надувных лодок используют хайпалон и поливинилхлорид (ПВХ). Первый материал износоустойчивый, обладает хорошей сопротивляемостью химическим веществам и ультрафиолетовому излучению. Поливинилхлорид не такой прочный, но гораздо дешевле и его легче починить. Если вы не планируете часто эксплуатировать изделие, то лучше выбрать лодку из ПВХ.

Плотный материал увеличивает вес маломерного судна, но его применение позволяет повысить водоизмещение и допустимую мощность двигателя. И всё-таки ориентироваться следует не на материал и способ изготовления швов (сваренные, клееные, внахлёст, встык), а на гарантию производителя. Чем больше срок, тем выше качество и надёжность изделия.

Ручная или моторная тяга?

Почти все изделия комплектуются вёслами с алюминиевым или деревянным веретеном. Материал имеет значение при транспортировке лодки – алюминиевые вёсла легче, но на удобство гребли больше влияет тип уключин. Пользоваться исключительно вёслами целесообразно на небольших водоёмах для перемещения на малые расстояния.

Чтобы идти под вёслами на большом водоёме нужно обладать хорошей физической формой, иначе ветер и течение сведут на нет все усилия. Если проверка на выносливость не ваша цель, то на лодку лучше купить подвесной мотор.

Выбор размера надувной лодки

Передвигаться на большой гребной лодке с ручной (вёсельной) тягой довольно тяжело, как и осуществлять её доставку к месту отдыха. При выборе соизмеряйте габариты судна со своими физическими и транспортными возможностями.

Для моторных плавсредств критерии те же: чем оно больше, тем мощнее должен быть двигатель. По остальным характеристикам (пассажировместимость, мореходность, устойчивость, грузоподъёмность, количество независимых баллонов) большие лодки однозначно выигрывают.

Обратите внимание на грузоподъёмность, которая указана в паспорте и на самом изделии. Общий вес людей и туристического снаряжения не должен превышать этот показатель. А вот заявленное производителем количество пассажиров, которые могут с комфортом разместиться в лодке, чаще всего преувеличенное. Обычно в 2-х местной лодке грузоподъёмностью 220 кг нормально помещается лишь один человек с небольшим багажом (из личного опыта).

Недостатки крупных плавсредств: высокая цена, большие размеры и вес, трудности с хранением, доставкой и сборкой. Маломерные судна длиной до 2,6 м много места в квартире не занимают и переносятся в сумке-рюкзаке. Хозяину легковой машины и гаража можно выбрать надувную лодку до 3,3 м. Для плавсредств свыше 4 м уже понадобится лодочный прицеп.

Транцы под двигатель

Элемент в кормовой части надувной моторной лодки, на который крепится двигатель, называется транцем. Существует два типа – навесной и стационарный транцы. От его прочности и надёжности крепления зависит, какой мощности мотор можно эксплуатировать.

выносной транец для надувной лодки пвх

Навесной транец предназначен для установки маломощных (до 2 л.с.) электрических моторов на небольших гребных лодках. Более мощные двигатели использовать с навесным транцем небезопасно. Его крепление осуществляется путём установки в специальные пазы на корме с фиксацией стяжками или винтами. Рекомендуется для рыбной ловли и лодочных прогулок.

транец под мотор фото

Присутствие в конструкции лодки стационарного транца является основным визуальным отличием моторного судна от гребного плавсредства. Жёсткость и надёжность крепления позволяет использовать на таких лодках двигатели с большей мощностью. Рекомендуемая мощность указывается производителем в руководстве по технической эксплуатации изделия.

Лодочное дно

В зависимости от строения днища различают плоскодонки и килевые надувные лодки. Судно с плоским дном больше зависит от силы ветра и течения, менее устойчиво во время движения, его сложнее удержать на выбранном курсе. Но такое плавсредство легче, обладает хорошей устойчивостью на стоянке и стоит относительно недорого.

Небольшие конструктивные изменения и дополнительный продольный баллон на днище делают из обычной плоскодонки килевую лодку. Тот, кто решит выбрать надувную лодку с килем, получит следующие преимущества: лёгкость в управлении, лучшую мореходность и скоростные качества. Соответственно цена и вес килевого плавсредства по сравнению с плоскодонкой больше, а устойчивость на стоянке хуже.

Палуба

Удобство пребывания людей в надувной лодке во многом зависит от вида палубы. Различают три основных типа:

Сланевый настил. Комплект из нескольких плоских прямоугольников влагостойкой фанеры, которые укладываются на днище с небольшими промежутками. Жёсткость такой палубы хоть и не идеальна, но гораздо выше, чем голое резиновое дно. К тому же это самый дешёвый вариант.

Сплошной настил. Разборная конструкция из водостойкой фанеры или алюминия. Фанерный настил привлекает невысокой ценой, но алюминиевый существенно легче. Такой тип палубы позволяет уверенно держаться на ногах.

Надувная жёсткая палуба. Самый дорогой вариант, сочетающий лёгкость и жёсткость конструкции. Представляет собой плоский надувной баллон на дне лодки, в котором при накачке создаётся высокое давление. Если выбрать такую надувную лодку, то это позволит существенно уменьшить общий вес судового комплекта.

RIB-катера

Комбинированный тип судна с надувными бортами, жёстким килеватым корпусом и палубой, на которую можно установить рулевое управление, удобные кресла, аккумулятор, бензобак, помпу, поместить туристическое снаряжение и другое оборудование. Фактически это лёгкий непотопляемый катер, обладающий к тому же большой грузоподъёмностью и отличными мореходными качествами. Такое плавсредство несложно вытащить на берег.

надувные лодки rib

RIB-катера отличаются высокой безопасностью, приличной скоростью и удобством эксплуатации. Они дороже надувных лодок, но дешевле полностью жёстких катеров. Часто используются силовиками и спасателями, хорошо подходят для семейного отдыха на море. Из недостатков: высокая цена и сложность хранения – понадобится место у причала, эллинг или отдельный гараж с лодочным прицепом.

Полезные советы:

  • Проанализируйте конструкцию и комплектацию надувной лодки, которую собираетесь купить. Нехватка некоторых, казалось бы, пустячков сильно сказывается на удобстве пользования плавсредством.
  • В судовом комплекте иногда попадаются насосы с одним отверстием для нагнетания воздуха. Поэтому вы не сможете откачать воздух из баллонов, чтобы компактно упаковать лодку. Отсутствие ручек для её переноски тоже приятным сюрпризом не назовёшь.
  • Обратите внимание на конструкцию уключин. Лучшее решение — уключина карданного (штыревого) типа, крепление «ухо» ненадёжно и со временем может порваться, существуют плавсредства и вовсе без уключин.
уключины резиновые уключина для резиновой лодки пвх
  • При выборе многоместной надувной лодки уточняйте количество скамеек (банок) в комплекте. Базовый вариант некоторых моделей предполагает наличие только одного сиденья, а остальные покупаются отдельно. Тоже можно сказать про другие полезные вещицы: накладки на банки, носовой тент, непромокаемые сумки-карманы, которые крепятся под сиденьями, бортовые реллинги и прочее.
  • Не помешает в моторной надувной лодке сливной клапан (отверстие), который обычно устанавливают в нижней части транца или на дне. С его помощью легко избавиться от попавшей внутрь воды не переворачивая судно.

Вывод

Как видите универсальных суден не существует. Планируете ловить рыбу на небольшом водоёме – покупайте небольшую вёсельную ПВХ лодку со сланевым настилом. Решили летом отдохнуть с детьми на море — нужно выбрать надувную лодку размером покрупнее с жёсткой сплошной палубой. Для больших расстояний и водоёмов рекомендуется использование килеватой лодки с мощным двигателем.

Попробуйте лишь поменять вид отдыха, как вам захочется выбрать совсем другую надувную лодку. Если вы сомневаетесь в выборе или предполагаете многоцелевую эксплуатацию, то оптимальным решением будет моторная лодка длиной 3,3-3,5 метров с килем, стационарным транцем и сплошным алюминиевым настилом. А по-другому пока никак, якорь мне в… бухту!

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!


комментария 24 к статье “Как выбрать надувную лодку”

  1.  Белый 15.06.2013 в 20:43

    Мало купить надувную лодку с мотором, на ней ещё нужно ездить уметь. Неправильное расположение груза или пассажиров может привести к кораблекрушению. Особенно следите за сливными отверстиями, через них вода не только уходит. Мы с другом один раз потестировали лодку. Я залез на нос, друг газанул и через некоторое время мы уже были по щиколотки в воде.

  2.  Санятех 15.06.2013 в 22:28

    Отличие в ценах это понятно, но выбор лодки к тому же затрудняют разные данные по одной модели. Я когда искал где купить надувную лодку, то на разных сайтах вес отличался на целых 7 кг! Даже фотографии и те разные были. Вот с чем это связано?

  3.  peshehod 17.06.2013 в 18:31

    Внешний вид (по идее) должен быть одинаковый. А вот вес может быть разным из-за отличий в комплектации и материалов пвх, которые использовались для изготовления лодки. Если интернет-магазин нормальный, то при уточнении заказа, попросите чтобы Вам выбрали лодку полегче.

  4.  Кудя 16.06.2013 в 12:41

    Главный недостаток надувных лодок — уязвимость. При вытаскивании на берег их можно легко повредить о камни, битое стекло, проволоку. Сейчас берега наших водоёмов похожи на свалку.

  5.  peshehod 17.06.2013 в 19:12

    Я бы не сказал, что очень легко проколоть. Но значительная доля риска существует. Снизить его поможет использование так называемой «полимерной брони» на днище. Этот эластичный материал наносится методом напыления на пвх с помощью специального оборудования. Достоинства: повышенная прочность на разрыв и истирание. Недостатки: 1) защита не стопроцентная — при неудачной швартовке с разгону на металлический штырь повреждений не избежать; 2) клеить латку возможно только с противоположной стороны, что не очень удобно в случае с жёстким надувным дном; 3) увеличивается вес.

    Ещё за дополнительную плату можно ставить съёмный защитный фартук на днище, который крепится на люверсы.

  6.  Григорий 17.06.2013 в 21:49

    Cовершенно верно! И дело не только в «похожих на свалку» берегах водоёмов! В подтверждении тезиса — анекдотический случай из личного опыта. Итак, я с подводным ружьем ныряю глубоко вдоль вертикальной стенки (дело в Крыму происходит), а при всплытии наверх вижу страшное чудовище на поверхности с выпученными глазами… Через мгновение доходит: это надувная лодка, а человек в маске свесил лицо в воду. Рыбу типа ищет. А мог мгновение назад найти мою стрелу, я на автомате чуть не стрельнул…:)

  7.  arhangelli 18.06.2013 в 11:43

    А мне лет шесть назад подарили надувную лодку «Тузик-1». Не супер и в сравнении с современными моделями проигрывает, но весит всего 9 кг! Россия делает.

  8.  Андрей 18.06.2013 в 13:55

    А я хайпалон не встречал, только лодки пвх в продаже. Кстати, не вижу ничего плохого в этом материале. Он дешёвый, довольно жёсткий, может храниться мокрым. Единственно боится растворителей, но так где вы в реке видели ацетон? А ещё хранить лодку из пвх лучше всё-таки в квартире. Потому что при низких температурах (например, зимой в гараже от -30 градусов) пвх может потрескаться. От костра тоже держите подальше и горячие предметы типа котелка с горячей водой не ставьте. Ну это и так понятно.

  9.  кактус 19.06.2013 в 06:28

    Что касается лодочных моторов я предпочитаю 4-х тактные. В них не нужно разводить бензин маслом в отличие от 2-хтактных, хотя последние легче по весу. Мощность допустимого мотора на лодку со стационарным транцем рассчитывается приблизительно так — 1 л.с. на 30 кг груза. Это чтобы судно могло выйти на глиссирующий режим.

  10.  Дёма 19.06.2013 в 13:12

    Не нужно смотреть на плотность пвх в том понимании, что чем она выше — тем лучше. Это реклама чистейшей воды! Главное условие: где произведена ткань? Если мы говорим о европейском происхождении материала, то плотность пвх 800 г/кв.м сравнима по качеству с пвх в 1000 г/кв.м азиатских аналогов.

  11.  texnik 20.06.2013 в 11:11

    Хранить надувную лодку лучше в квартире, если это возможно. Мой знакомый на зиму оставил свою в гараже, а весной оказалось, что её погрызли мыши. Рекомендуют перед долгосрочным хранением мыть резиновую лодку с мылом, запах по идее должен отпугивать грызунов.

  12.  Swalowak 20.06.2013 в 23:03

    От себя могу дать совет — следите за накачкой баллонов. При нагревании под солнцем они становятся очень твёрдыми, а в холоде обмякают (например, весной ночью). В первом случае существует вероятность повреждения лодки, а во втором — переливания воды через борт или выскакивания скамеек из пазов (совсем не интересно со всего маху шлёпнуться задом на дно лодки).

  13.  ofigen 21.06.2013 в 00:54

    Что касаемо повреждений, неплохо при себе иметь специальные заглушки типа ClamSeal. Этими штуками можно без клея быстро устранить небольшие порезы баллонов надувной лодки непосредственно на природе, а уже дома наложить постоянную заплатку.

  14.  Горе 22.06.2013 в 13:00

    Не знаю как правильно выбрать якорь для лодки пвх. Может кто посоветует?

  15.  peshehod 23.06.2013 в 10:44

    Здесь вроде проблем возникнуть не должно, информации как выбрать якорь для лодки в сети хватает. Его вес и толщину каната подбирают в зависимости от веса лодки с грузом. Например, четырёхлапой «кошки» 3,5 кг и каната 3 мм в диаметре достаточно, чтобы удержать на воде гружёную лодку в 250-400 кг (самый распространённый вариант). На 500-750 кг нужно брать 5,5 кг якорь с канатом в 5,5 мм.

  16.  Фёдор 22.06.2013 в 14:12

    «Кошка» может зацепиться за корягу и на большой глубине её потом не достать. А купить новый якорь это 20-25 долларов минимум.

  17.  peshehod 23.06.2013 в 11:11

    Зацепиться может даже якорь типа «гриб». Есть неплохой способ, как сделать, чтобы без проблем вытащить зацепившийся за корягу якорь. Надо привязать к крепёжной скобе колечко из толстой лески, пропустить через него канат и закрепить его наглухо в нижней части якоря (за лапы или ось). Если случится зацеп, то достаточно резко дёрнуть за канат — леска порвётся, и якорь можно спокойно тащить за нижнюю часть. Некоторые рыбаки рекомендуют использовать вместо лески кольца из мягкого металла (медь, алюминий). Но тут ещё нужно найти подходящую проволоку, а леска дефицитом не является.

  18.  милитарист 22.06.2013 в 17:49

    И мои пять копеек: всегда затаскивайте лодку в тень или, если нет такой возможности, хотя бы немного спускайте баллоны. На солнце воздух быстро нагревается и лодку очень сильно раздувает.

  19.  donka 22.06.2013 в 20:27

    Читаешь некоторые советы по уходу за лодкой и удивляешься — кладите упакованную лодку в багажник автомобиля отдельно от других вещей (вдруг при движении её весло проткнёт?), препятствуйте попаданию на неё прямых солнечных лучей (это летом, когда кругом солнце светит?) и подобные. Надувные лодки пвх не такие нежные, как кажется. Я и на коряги налетал по течению, и на берегу на дно наступал, и плыл целый день под солнцем — ничего страшного не произошло. Производители тестируют свои изделия и стараются максимально увеличить их прочность. Иначе любая поездка заканчивалась бы караблекрушением 🙂 Я не призываю наплевательски относиться к своей безопасноти, но и трястись над лодкой не нужно — только отдых себе портить.

  20.  Ека 13.01.2014 в 11:25

    В этом году летом с друзьями катались на риб-катере и ныряли с аквалангами. Так интересно было! Мечта купить домик на берегу моря с эллингом и такой лодкой, больше ничего для счастья не нужно.

  21.  Игорь 07.12.2014 в 12:55

    Я думал, что я один такой. И ничего больше не нужно!!!

  22.  Модест 16.05.2014 в 15:39

    Балованный нонче народ пошёл, всё им лодки, дорогие яхты подавай! Да ишо с мотором. А бывало выдешь на простой деревянной плоскодонке с утречка и к обеду уже ведро карасей добыл. А сейчас все с моторами да без рыбы. Катер он для рыбалки не нужон!

  23.  оптимист 07.06.2016 в 08:18

    Ага, размечтались про лодки и катера. С такими-то ценами и зарплатами. Как выбрать надувной матрас — вот какое пособие сейчас актуально. Просвещайтесь:

    Выбирая матрас, прежде всего, поинтересуйтесь, как его складывали — вручную или машиной. Приоритет отдавайте машинному складыванию. Ручной сборки будет дешевле, но не таким прочным и долго не прослужит.

    Теперь материал. Он должен быть плотным и водонепроницаемым с бархатной поверхностью. На таком матрасе вы не будете скользить, как только намокнет. Если выбираете матрас для ребенка, отдавайте предпочтение ярким цветам, их лучше видно на воде, поэтому ваш малыш всегда будет в поле зрения.

    Помимо темных и непрозрачных цветов, встречается ещё яркий и прозрачный полихлорвинил. Пускай вас не смущает то, что матрасы прозрачные — это не силикон, а обычный ПВХ. Он такой же по крепости, но эстетически выглядит лучше.

    Если на матрасе вы собираетесь не только плавать, но и спать, обратите внимание, чтобы изделие было с рамкой. Ведь безрамочные модели не имеют ортопедического эффекта. То есть не поддерживают ваш позвоночник в правильном положении во время сна. Как это проверить: нажмите на угол матраса, когда он надут. Основная часть не должна изменить формы. Не стесняйтесь прямо в магазине полежать на нем, чтобы понять, удобно ли вам.

    Чтобы правильно выбрать матрас обратите внимание на заглушку. Они бывают одно и двухклапанные. Одноклапанная заглушка состоит непосредственно из клапана и крышки. Двухклапанная заглушка имеет немного более сложную структуру, позволяет быстрее накачивать матрас и держит воздух значительно лучше.

    Если вы покупаете матрас для пляжного отдыха, он обязательно должен иметь несколько секций. Это также для вашей безопасности. Если будет повреждена одна секция, или случайно откроется клапан, весь матрас не сдуется и вам не придется тащить за собой к берегу тяжелое полотно.

    А теперь по размеру. Есть односпальные, полуторные и двуспальные матрасы. Для одного человека идеальный вариант — это полуторный матрас. Он достаточно устойчив на воде, не так легко переворачивается, как односпальный и места на нем предостаточно.

  24.  Земноводный 27.10.2016 в 17:56

    Я остановился на на надувном матрасе с подвесным лодочным мотором.
    Была проработка переднеприводного матраса с водометным двигателем. Пока тема отложена, ждет вдохновения.
    https://www.youtube.com/watch?v=tONBsZkyQ34
    Лодка мне нравится меньше по ряду причин.

    Матрас и море! День чудесный!
    Что еще нужно, друг прелестный?!

    Присоединяйтесь к земноводным!

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

 * Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)