Крокодил не ловится (часть 2)

Дата: 11.09.2012

магия вуду

В чём заключается ритуал вуду

Церемониальное действо совершается по заказу. Необходимо оплатить работу священника (хунгана), его подручных, музыкантов и купить жертву. Ритуал вуду на Гаити проводится с конкретной целью известной только заказчику и хунгану, зрители в подробности не посвящаются.

Как правило, обряд происходит в вечернее время, после посещения церкви. В качестве места проведения подойдёт любое помещение с антенной приваживающей духов (наподобие шеста для стриптиза) и способное вместить всех действующих лиц. Неизменные атрибуты: жертва, костёр, вода, свечи, ром, вино, масло, мука.

Музыканты начинают отбивать ритм на барабанах, помощницы хунгана в такт поют молитвы на латыни, остальные ритмично танцуют. Используя муку, масло, вино и воду на полу чертят магические символы. Творя заклинания и размахивая курицей, к танцу подключается хунган. В качестве жертвы может оказаться коза или баран. В смутное время и исключительных случаях чёрное колдовство сопровождалось убийством человека. Жертву убивают не всегда. Смотрят на то, какой лоа посетит ритуал вуду сегодня. От этого также зависит и способ умерщвления курицы: откусывание головы, утопление или многочисленные переломы.

Через какое-то время таинственная обстановка, крики и конвульсии приводят к нужному результату: у отдельных присутствующих появляются странные симптомы. Хунган проверяет состояние «одухотворённого» и проводит необходимые манипуляции. Если действующий персонаж прикладывается к бутылке рома, то в гости заглянул сам Барон Суббота. Ему следует уважительно кланяться, а с вошедшего в транс человека снять распятие. Хромота, онемение, судороги – всё это признаки Легбы. Изредка одержимые выпучивают глаза и различными голосами начинают вещать какую-то белиберду – признак того, что в человека вселилось сразу несколько незначительных духов. Однако не стоит пренебрегать мелкими духами, так как иногда они выдают важные предсказания.

Если священник наденет на одержимого красный шарф и даст ему холодное оружие – это значит, что пожаловал Огун Феррей. Обычно бог войны суёт руки в костёр или бросается с ножом на зрителей. Чтобы не допустить трагических последствий к Феррею приставляют парочку крепких парней. Если божество пришло без приглашения и помощь от него не требуется, то вошедшего в транс участника шоу связывают.

Но самая большая суматоха начинается, когда приходит Дамбала. Томимый жаждой змей постоянно рвётся к воде. Его земное олицетворение может сигануть в океан или другой водоём. На этот случай в комнате держат тазик с водой, в который и окунают шипящего бесноватого.

Когда с идентификацией богов разберутся, хунган вступает с ними в контакт. Содержание просьбы останется секретом заказчика, оплатившего ритуал вуду, поскольку священник разговаривает с духами на понятном только им языке. Тем не менее, все участники церемонии имеют право обращаться к богам стандартными способами в молитвах или передавая одержимым образцы вожделенных вещей из глины: автомобилей, домов, еды или любящих жён.

опричник папы дока

Папа Док и его зомби

Более чем столетняя история бардака в стране была прервана в 1915 году. Во время первой мировой войны возникла угроза захвата острова немцами, поэтому США из предосторожности оккупировали Гаити первыми. Если бы не опасность немецкого вторжения вряд ли американцы рискнули связаться с таким бесперспективным и проблемным регионом. Пришлось закатать рукава и наводить порядок. Новые хозяева разогнали местных чиновников, установили контроль над экономикой и финансами страны, стали активно привлекать зарубежные инвестиции и управленцев. Голодных местных жителей накормили и заставили трудиться.

За девятнадцать лет американского присутствия на Гаити появились нормальные дороги, электричество, жизнеспособная экономика, система образования, началось восстановление экосистемы. Однако Великая депрессия вынудила Штаты свернуть программу принудительной помощи и сосредоточиться на проблемах своих граждан.

Гаитяне быстро оклемались от пережитого «унижения», воспрянули духом и направили ход истории в привычное русло: закрутилась карусель выборов, государственных переворотов, покушения на оппонентов и смена власти снова стали привычным занятием гаитянских политиков. Закономерным итогом подобной вакханалии стало в 1957 году становление на Гаити тоталитарного режима во главе с Франсуа Дювалье, в простонародье – Папа Док.

В то время как весь мир пытается выяснить был ли Дювалье безумным садистом, граждане страны не сомневаются в его одержимости злобными духами. Даже гаитяне, привыкшие к непростым условиям существования, были повергнуты в ужас. Бывший министр здравоохранения назначил себя главой государства пожизненно и издал указ, по которому господствующей признаётся негроидная раса. Представителей других рас следует считать генетическими отбросами и лишить практически всех прав. Вначале данная инициатива нового президента была воспринята населением положительно. Некоторые заводы, гостиницы и другая собственность малочисленных генетических отбросов была сразу разграблена. Однако вскоре пришла очередь и «высшей расы».

Чтобы избежать горькой участи своих незадачливых предшественников, Папа Док сформировал персональную охрану. Президентским гвардейцам местные жители дали прозвище «тонтон-макуты» по имени злобного лоа — похитителя непослушных детей. Тонтон-макуты фактически промышляли тем же, чем занимался их мифический тёзка из мира духов. Папа Док не выделял ни копейки на содержание своей гвардии, но разрешал грабить непослушных граждан, которым пришло время очутиться в мешке.

А попало в мешки тонтон-макутов много народу, причём на плановой основе — каждый из них обязан был убивать не менее пятидесяти человек за год. Наличие вины и её степень значения не имели. Папа Док резонно предположил, что только тотальный страх гаитян является гарантией его личной безопасности. Поэтому преданные диктатору слуги обычными убийствами почти не занимались – обречённые умирали под пытками или их приносили в жертву во время кровавых ритуалов вуду. Часто казни совершались публично в присутствии не только взрослых, но и детей школьного возраста, которых приводили туда в принудительном порядке.

Культ вуду стал главной религией на Гаити. Папа Док провозгласил себя могущественным чародеем и земной ипостасью Барона Субботы. Его опричники тонтон-макуты получили официальный статус живых мертвецов, изготовленных лично президентом. Бойцам армии зомби был отдан приказ носить чёрные очки, чтобы не пугать покорных диктаторскому режиму граждан ужасным видом безжизненных глаз. По информации из разных источников гаитянские зомби причастны к исчезновению более пятиста тысяч человек.

В 1971 году после смерти Франсуа Дювалье его приемником стал Бэби Док – девятнадцатилетний отпрыск «великого колдуна вуду». В целом сынок оказался достойным славы своего родителя, однако со временем расслабился и в 1986 году проглядел заговор силовиков. Пришлось президенту удирать во Францию, а республика снова вернулась к любимому занятию: частой смене правителей и вялотекущей междоусобице.

столица гаити

Апокалипсис местного масштаба

Количество жертв землетрясения 2010 года на Гаити точно не установлено. Предположительно погибло от двухсот до пятисот тысяч человек. Причиной таких ужасающих последствий стал вовсе не природный катаклизм. Гибель людей на совести государственных чиновников и строительных фирм, которые занимались сооружением жилья для малообеспеченных граждан. Деньги спонсоров жилищной программы разворовывались, а при строительстве использовались низкокачественные дешёвые материалы. Спасателям приходилось вызволять людей из-под завалов без помощи спецтехники, так как цементный раствор и бетон рассыпались просто в руках.

Местное население оказалось совершенно беспомощным и неспособным объединиться в критической ситуации. Одни занялись мародёрством, другие безучастно сидели на руинах, взбадриваясь только при появлении машин с гуманитарной помощью. Количество гаитян предложивших помощь зарубежным спасателям, медикам, правоохранительным органам оказалось в такой степени незначительным, что это поразило мировую общественность не меньше, чем масштабы трагедии.

Иногда случались совсем уж дикие происшествия. В столице Гаити Порт-о-Пренсе колонна спасателей была остановлена людьми, которые заблокировали проезд телами погибших соотечественников — толпа требовала гуманитарную помощь. Для наведения порядка американцы отправили на Гаити несколько боевых кораблей с десантом, что спровоцировало шквал обвинений в попытке оккупации острова.

К сожалению, мало верится, что финансовая помощь выделяемая мировым сообществом республике будет использована по назначению. Оставить на острове невезения полмиллиарда долларов и уехать, всё равно, что сбросить туда атомную бомбу и посмотреть, сколько народа останется после взрыва. Гаити не та страна, где характерными чертами граждан являются соблюдение законов и любовь к труду. Поэтому Барон Суббота может быть спокоен — в ближайшее время Гаити вряд ли от него отделается и ещё не раз ритуал вуду потешит его чёрную душу.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!


комментариев 6 к статье “Крокодил не ловится (часть 2)”

  1.  Буржуй 11.09.2012 в 11:14

    Совершенно не разделяю мнение автора по поводу политики США в отношении Гаити. Те небольшие положительные моменты, которые появились за время так называемой «бескорыстной помощи», не могут компенсировать причиненного американцами вреда государству. Если уж обращаться к непроверенным данным или информации из разных источников, то можно услышать следующее:
    1. Первое место работы Франсуа Дувалье – американская санитарная миссия на Гаити (1932-1934). Повышение квалификации в Мичиганском университете (1944). После стажировки некоторое время работал по медицинской части во флоте США.
    2. Обучалась личная гвардия Папы Дока (тонтон-макуты) у военных инструкторов из США, поставки оружия тоже шли оттуда.
    3. На протяжении всей каденции президента Дувалье его поддерживала Америка, оказывая финансовую, консультативную, а иногда и военную помощь. Например, заговор против Папы Дока в 1970 году был раскрыт сотрудниками ЦРУ и подавлен не без помощи американской авиации.
    Несмотря на показную взаимную неприязнь (тыканье иголок в восковую фигурку президента Кеннеди, идеи негритюда — с одной стороны и оккупация – с другой), можно привести ещё много примеров плодотворного сотрудничества США с гаитянским диктатором.
    Кстати, Жан-Клод Дювалье (Бэби Док) в январе 2011 года вернулся на Гаити, а через два дня был задержан полицией. Ему инкриминируют коррупцию и хищение государственных средств. Не сиделось ему в благополучной Франции, опять во власть потянуло.

    [ Ответить ]

    peshehod ответил(а)

    Я считаю, что появление на Гаити такого режима это историческая закономерность, даже можно сказать – неизбежность. Всегда будут люди готовые наживаться на горе своих соотечественников. Внешняя политика США оказывает серьёзное влияние на обстановку в республике, но гаитяне со своим менталитетом и склонностью к саморазрушению сами неплохо справляются с дестабилизацией ситуации на острове.

    [ Ответить ]

  2.  Ivan 12.09.2012 в 11:23

    Судя по всему, Папа Док сам боялся быть свергнутым, иначе как объяснить такую жестокость по отношению к собственному народу. Несколько заговоров и вооружённых попыток свергнуть диктатора сделали из него параноика. Вот он и занимался устранением своих политических конкурентов, иногда даже лично. Известно, что в президентском дворце была оборудована камера для пыток, а администрация столичной тюрьмы Порт-о-Пренса часто могла лицезреть великого «исправителя ошибок» в стенах своего заведения.

    [ Ответить ]

  3.  Шут 13.09.2012 в 09:52

    Это ж каким нужно быть внушаемым, чтобы самого себе ввести в транс. Мне кажется, без специального порошка или травки не один ритуал вуду не обходится. От рома такого эффекта добиться сложно, разве что вдуть сразу литруху не закусывая.

    [ Ответить ]

  4.  Eremey 15.09.2012 в 18:21

    Все ради удержания ВЛАСТИ. В истории довольно схожих примеров. И Гаити не исключение…

    [ Ответить ]

  5.  Татьяна Бачевская 19.01.2013 в 14:52

    Думаю, без американской помощи никак не обошлось. Не верится как-то в бескорыстие доброго дядюшки Сэма. Папа Док не мог без мощной финансовой поддержки установить такой чудовищный режим и творить все эти безобразия. Надо смотреть, кому это выгодно, кто заплатил за этот праздник непослушания.

    [ Ответить ]

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

 * Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)