С вещмешком по Полтавщине (часть первая)

Дата: 26.11.2013

пешие походы

Автор: Дмитрий Дубровский (Донецк)

Лето — пора отпусков, каникул в школах и вузах. Все планируют свой законный отдых по-разному, в зависимости от личных предпочтений и возможностей. Кто-то окунается в диванное «праздноваляние», кто-то предпочитает санатории и курорты у моря. А любители познать что-то новое пускаются в путешествие. Я, к примеру, недавно открыл для себя пешие походы в одиночку. Многие не рекомендуют такой способ отдыха, но это отдельная тема для полемики.

Подготовка к пешему походу

Теперь о своем путешествии. Многие едут в Крым: тут горы, море и экстрим. И я люблю солнечный полуостров, но считаю, что есть в нашей стране множество других мест, которые стоит посетить. В этот раз я отправился в Полтаву, как говорится, по Гоголевским местам. Мне был интересен сам город. С детства слышал о нем только хорошие отзывы.

Город привлекателен своей историей и архитектурой. Вспомним ту же решающую Полтавскую битву. Кстати благодаря битве, в последствие и возник уникальный архитектурный комплекс Круглой площади. Но естественно, одной Полтавы мне оказалось мало. В планах было посещение знаменитой Диканьки, а также села Опошня – центра украинского гончарства. Еще я планировал посетить некоторые другие известные места, но в пути поменял маршрут… Однако обо всем по порядку.

Эх, дороги

Стоя под куполом Донецкого железнодорожного вокзала, я уже предвкушал интересный отдых. Было приятно осознавать, что не обременен огромными тюками и чемоданами, в отличие от мимо снующих пассажиров. Из багажа в пеший поход я взял лишь туристический рюкзак с минимумом необходимого скарба, палатку и спальник.

Поезд в Полтаву приходит очень рано… или поздно. В городе два вокзала «Полтава-Южный» и «Полтава-Киевский», если кто не в курсе. Проводница почему-то высадила меня на «Южном» вокзале. Мужчина, стоявший на перроне (судя по всему местный), отсоветовал: «Киевский» вокзал гораздо ближе к центру». Вернулся обратно в вагон. Оказалось, что ехать предстоит ещё около часа, и я решил немного вздремнуть.

Полчетвертого. Рассвет. Очень было бы удачно «опрокинуть» чашечку горячего, бодрящего напитка. На вокзале я не нашел кофе-автомата, вместо него круглосуточно работает буфет. И кстати, здесь дешевле, чем покупать кофе в автомате. Пассажиров на вокзале не было. Видимо я единственный кто в такую рань приехал в Полтаву. Рюкзак и прочее снаряжение оставляю в ячейке на вокзале. Услуга платная, но недорогая — всего 8 грн. Согласитесь, довольно неудобно бродить по городу с поклажей. Чтобы заплатить за пользование камерой хранения, пришлось ждать, пока освободится дежурная по вокзалу.

достопримечательности Полтавы

Полтава

Времени у меня было предостаточно, поэтому я спокойно не спеша пошел от вокзала к центру. Интересные ощущения: абсолютно пустые улицы, редко-редко проезжают машины, магазины закрыты. Хотя нашелся на моем пути один круглосуточный магазинчик. У продавщицы расспросил, как лучше пройти к Круглой площади. Кстати отвечала она мне на чистом русском.

Читайте также:  В Крым за адреналином (часть 1)

Почему я заговорил о языке? Дело в том, что всегда хотелось услышать настоящий полтавский говор, на котором возможно говорил Котляревский. Это был подпунктик из плана моего небольшого пешего похода.

Было странно услышать от продавщицы-полтавчанки, что в городе «смотреть нечего». Называется — «здрасьте!». Обычно все свой город хвалят и стараются приезжему преподнести в лучшем свете, подсказать куда пойти, что посмотреть и прочее. В данном случае получилось наоборот. Мне, приезжему, пришлось её переубеждать: я рассказал, какие достопримечательности Полтавы собираюсь посетить.

До Круглой площади легко дойти по улице Октябрьской. Так я и сделал. Шаг за шагом знакомился с городом, в котором хотел побывать с детства. Немного не доходя до Круглой площади, заметил интересное здание 1909 года постройки из красного кирпича с мифичными птицами Сирин у входа. С 1937 до 1991 года здесь находилось местное представительство КГБ, а сейчас соответственно — областное управление СБУ.

Круглая площадь впечатлила. Я ее всю, извините за тавтологию, обошел по кругу. Но больше всего понравился парк в центре. Повсюду лавочки, зеленый газон, деревья. Суббота, полшестого, вокруг почти никого. Присел отдохнуть на лавочку. Город потихоньку оживал. Сначала появились бегуны, причем пожилые, затем дворники. Чуть позже роллеры и велосипедисты.

Пошел искать, где раздобыть карту города, ибо какой пеший поход без карты? Перед поездкой я обыскал несколько торговых точек и ничего не нашел, поэтому надеялся, что повезет на месте. По дороге «пристал» к студентке, как выяснилось Полтавского педагогического университета, которая мирно сидела на лавочке. Своими расспросами я отвлек девушку от подготовки к защите на степень бакалавра. В благодарность за помощь пообещал проводить до вуза. Девушка оказалась патриоткой своего города и познакомила меня с некоторыми достопримечательностями Полтавы. Её факультет оказался совсем рядом со старинным зданием 1 корпуса университета.

отчёты о пеших походахПожелав новой знакомой «ни пуха», двинулся к музею-усадьбе Котляревского. Было около восьми часов и солнце начало потихоньку припекать. В Полтаве растет много лип. От малейшего ветерка меня осыпало высохшими цветками, которые позже еще долго находил у себя в вещах.

Восстановленная хата Котляревского один из архитектурных памятников, сосредоточенных на Ивановой горе — наивысшей точке города. Музей работает только с 10.00, и у меня было время осмотреться. Тут же находится памятник галушкам и Белая беседка (по-украински «Біла альтанка»), где можно ненадолго прервать свой пеший поход и насладиться чудесной панорамой Полтавы. Отсюда невооруженным глазом хорошо виден Крестовоздвиженский монастырь.

Вход в музей-усадьбу естественно не бесплатный. За съемку фото/видео плата отдельная. Такое же положение и в краеведческом музее, в который я направился после. Ожидал здесь увидеть экспонаты времен Запорожского казачества, правления Петра. Но больше поразили залы, заставленные набитыми чучелами разных животных и птиц. От мыши до лося. Лично для меня это не очень приятное зрелище. Особо привлекателен фасад здания. Внимательные почитатели книг Дэна Брауна и фильмов про Индиану Джонса смогут найти здесь для себя интересные детали.

Читайте также:  Разыскивается Дед Мороз

Посещение музеев в Полтаве хорошенько «покусало» мою походную кассу. А ведь еще ждали Диканька и Опошня.

Вернусь к теме языка. К концу прогулки по Полтаве языковая ситуация напомнило мне украинское телевидение: половина горожан говорит по-русски, половина на украинском и суржике. А вот в Опошне немного по-другому. Но к ней мы еще вернемся.

Окрестности Диканьки

Примерно в два часа дня я вытащил свое снаряжение из камеры хранения, а уже через час маршрутка подвезла меня к Диканьке. Первым делом сфотографировался возле триумфальной арки, которая находится у въезда в поселок. У местных выяснил, что музей сегодня не работает. Жаль, придётся менять планы пешего похода. Время поджимало, а ещё нужно искать место для ночлега. Решил идти к Ворскле, это где-то 5,5 км на восток через лес.

гоголевские местаПереобулся в «берцы». Клещи, знаете ли, не шутка! Не хотелось лишний раз с ними встречаться. Через лес шла наезженная машинами грунтовая дорога, хотя «тропа» будет точнее. Среди деревьев увидел столбики в зелено-белую полоску, и кормушки. Видимо это заповедник. Первое что пришло на ум: «Хоть бы лесники не прицепились». Только я вышел на прогалину, как тотчас увидел несколько зданий. Купленная в киоске карта области, оказалась неточной. Далеко не все на ней обозначалось. Поэтому я просто двигался по тропинке, которая уводила дальше в лес.

Посмотрев в бинокль, обнаружил «избушку на курьих ножках» (на железных сваях). Трава вокруг доходила до пояса и прямо кишела клещами. Дверь оказалась открытой и я присел отдохнуть. Куда идти дальше было непонятно, поэтому решил возвращаться к тем постройкам, которые на деле оказались пунктом государственного лесного хозяйства.

Двое мужичков лет сорока, сидя возле забора, резались в карты. Один из них и был лесником. Начались расспросы о цели моего пешего похода, кто я и откуда. Выяснилось, что вообще-то здесь и ходить не везде можно. Спрашивали где моя группа. Они почему-то решили, что я не один. После лесник Виталий даже карандашом нарисовал, как лучше мне пройти к Ворскле. Путь пролегал через лес, а после выходил на базу отдыха какого-то предприятия. Там я и вышел к реке.

В мои наивные планы входило установка палатки, вечернее купание, ужин и сладкий сон. Но не тут-то было. Все места более-менее похожие на пляж были заставлены машинами, из которых ухала клубная музыка. Молодежь отдыхает. Пришлось забыть о вечерних водных процедурах и убраться подальше. Однако от Матушки-Природы я всё равно получил утешение. Выбранное место ночлега было сплошь усеяно земляникой, порой довольно крупной.

Читайте также:  Одесские катакомбы

Наконец наступила ночь, лягушки завели свои громкие дебаты, запели комары над ухом, ожидая, когда закончится действие репеллента. До самого утра, сквозь сон, слышал бесконечно повторяющееся: гуп-гуп-гуп, бам-бам… Хотя музыка давала уверенность, что никакой кабан или лось не появятся среди ночи у палатки.

На рассвете поел земляники, быстро собрался и помчал к речке. «У-ух, хорошо!» — как сказал бы сказочный гном персонаж советского мультфильма «Заколдованный мальчик». Обсохнув на ласковом утреннем солнышке, я оделся и продолжил свой пеший поход, держась берега Ворсклы. Река все время петляла словно змея. Карта говорила, что совсем скоро я увижу Писаревщину. Там же в селе планировал набрать воды.

достопримечательности в ДиканькеБерег от моих глаз скрывали высоченные деревья. По левую руку (а двигался я на север) колосились поля. Солнце палило, было почти одиннадцать часов, передо мной возникла наезженная борозда, которая вела к реке. Подойдя к берегу, увидел чью-то одежду. Вскоре появился и хозяин вещей. У него я решил узнать, как далеко находится село. Выяснилось, что я сейчас между Великими Будищами и Чернечим Яром.

Слово за слово… Оказалось, что у моего нового знакомого полтавчанина Олега в Великих Будищах есть дача. Было воскресенье, и он выбрался по грибы, а так как ничего не нашел, решил просто искупаться. Во время нашей беседы я рассказал о своих планах. Он не рекомендовал идти пешком к Опошне, лучше автобусом, это совсем недорого. А вот от Опошни посоветовал пройти к Бельскому городищу. Это бывший город Гелон (по Геродоту). Там, мол, даже раскопки ведутся.

Олег пригласил к себе на дачу пообедать. Я тоже был не прочь перекусить, поэтому согласился и мы двинулись к селу. Дорога петляла по холмистой местности, снаряжение для пешего похода тянуло вниз, я немного запыхался и хотел пить. Попутчик рассказал, что на даче есть колодец. Когда мы наконец-то дошли, я пил колодезную воду, не останавливаясь, без лишних раздумий о ее качестве и возможных последствиях. Вода оказалась очень вкусной. Позже с позволения хозяина я еще не раз прикладывался к ведерку.

Олег быстро пробежался по своему огороду и из того, что он собрал (зелень, кабачки), а так же сала и пары яиц, мы быстро сварганили неплохой обед. Вот не знаю почему, может, постеснялся, но я не сделал, ни одного снимка этой неожиданной встречи. Как-то было неловко тыкать в лицо камерой такому радушному хозяину в его же доме.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!

комментариев 8 к статье “С вещмешком по Полтавщине (часть первая)”

1.  Андрей 26.11.2013 в 14:25

А я бы из такой мисочки и такой ложечкой галушек бы навернул. Не знал, что в Полтаве есть подобный памятник. И это хорошо, в России есть памятник табуретке, во Франции — пальцу, в Норвегии — скрепке. А мы чем хуже?

2.  Настя 26.11.2013 в 17:57

Завидую людям, которые вот так могут взять и пойти самостоятельно в пеший поход. Пусть даже недалеко, но всё равно ведь в незнакомое место, да ещё и один.

3.  Алекс 26.11.2013 в 23:17

Там, где сейчас сидят комитетчики, изначально был Крестьянский банк. Причём дизайн здания это отечественная разработка. Украинский модерн, так сказать.

4.  Людмила 27.11.2013 в 08:48

Это такой поход выходного дня получается. А я не люблю скакать с места на место — особо ничего не увидишь. Лучше потратить полдня на какой-то один объект, зато всё в подробностях рассмотреть и узнать.

5.  Антон Иванович 27.11.2013 в 13:21

На что там полдня тратить? Два храма, монастырь, музеи Котляревского и Панаса Мирного, парк. Фактически всё. Так что мужик всё правильно рассчитал.

6.  Анна 27.11.2013 в 20:09

Ну не скажите, Антон Иванович! Полтава не зря считается одним из лучших туристических центров Украины. Это наша история и посмотреть тут много чего можно. Для туристов, которые плохо знают город, есть обзорная экскурсия на специальном автобусе-ресторанчике. Самое интересное посмотрите, заодно галушек покушаете.

7.  Надя 28.11.2013 в 02:30

Заказать экскурсии можно не только по Полтаве. Экскурсионные автобусы ходят по разным направлениям. Например, Полтава-Диканька-В.Будищи-Опошня. За десять часов всё самое интересное посмотрите. Цена без питания 200 грн. Да вы сайты специализированные поищите. Там разные маршруты есть: автобусные, пешеходные, на конкретные достопримечательности, двухдневные туры, индивидуальные, группы и др.

8.  Маша 28.11.2013 в 17:41

Вот бы на Рождество в Диканьку поехать! В Киеве уже предлагают трёхдневный тур. Цены, естественно, «кусючие» — 1747 грн. с человека. Но программа насыщенная, с гидом и переездами. Интересно будет посмотреть театрализованное представление в ночь накануне Рождества. Может, кто в прошлые годы ездил? Расскажите пож.

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

* Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)