С вещмешком по Полтавщине (часть первая)

Дата: 26.11.2013

пешие походы

Автор: Дмитрий Дубровский (Донецк)

Лето — пора отпусков, каникул в школах и вузах. Все планируют свой законный отдых по-разному, в зависимости от личных предпочтений и возможностей. Кто-то окунается в диванное «праздноваляние», кто-то предпочитает санатории и курорты у моря. А любители познать что-то новое пускаются в путешествие. Я, к примеру, недавно открыл для себя пешие походы в одиночку. Многие не рекомендуют такой способ отдыха, но это отдельная тема для полемики.

Подготовка к пешему походу

Теперь о своем путешествии. Многие едут в Крым: тут горы, море и экстрим. И я люблю солнечный полуостров, но считаю, что есть в нашей стране множество других мест, которые стоит посетить. В этот раз я отправился в Полтаву, как говорится, по Гоголевским местам. Мне был интересен сам город. С детства слышал о нем только хорошие отзывы.

Город привлекателен своей историей и архитектурой. Вспомним ту же решающую Полтавскую битву. Кстати благодаря битве, в последствие и возник уникальный архитектурный комплекс Круглой площади. Но естественно, одной Полтавы мне оказалось мало. В планах было посещение знаменитой Диканьки, а также села Опошня – центра украинского гончарства. Еще я планировал посетить некоторые другие известные места, но в пути поменял маршрут… Однако обо всем по порядку.

Эх, дороги

Стоя под куполом Донецкого железнодорожного вокзала, я уже предвкушал интересный отдых. Было приятно осознавать, что не обременен огромными тюками и чемоданами, в отличие от мимо снующих пассажиров. Из багажа в пеший поход я взял лишь туристический рюкзак с минимумом необходимого скарба, палатку и спальник.

Поезд в Полтаву приходит очень рано… или поздно. В городе два вокзала «Полтава-Южный» и «Полтава-Киевский», если кто не в курсе. Проводница почему-то высадила меня на «Южном» вокзале. Мужчина, стоявший на перроне (судя по всему местный), отсоветовал: «Киевский» вокзал гораздо ближе к центру». Вернулся обратно в вагон. Оказалось, что ехать предстоит ещё около часа, и я решил немного вздремнуть.

Полчетвертого. Рассвет. Очень было бы удачно «опрокинуть» чашечку горячего, бодрящего напитка. На вокзале я не нашел кофе-автомата, вместо него круглосуточно работает буфет. И кстати, здесь дешевле, чем покупать кофе в автомате. Пассажиров на вокзале не было. Видимо я единственный кто в такую рань приехал в Полтаву. Рюкзак и прочее снаряжение оставляю в ячейке на вокзале. Услуга платная, но недорогая — всего 8 грн. Согласитесь, довольно неудобно бродить по городу с поклажей. Чтобы заплатить за пользование камерой хранения, пришлось ждать, пока освободится дежурная по вокзалу.

достопримечательности Полтавы

Полтава

Времени у меня было предостаточно, поэтому я спокойно не спеша пошел от вокзала к центру. Интересные ощущения: абсолютно пустые улицы, редко-редко проезжают машины, магазины закрыты. Хотя нашелся на моем пути один круглосуточный магазинчик. У продавщицы расспросил, как лучше пройти к Круглой площади. Кстати отвечала она мне на чистом русском.

Почему я заговорил о языке? Дело в том, что всегда хотелось услышать настоящий полтавский говор, на котором возможно говорил Котляревский. Это был подпунктик из плана моего небольшого пешего похода.

Было странно услышать от продавщицы-полтавчанки, что в городе «смотреть нечего». Называется — «здрасьте!». Обычно все свой город хвалят и стараются приезжему преподнести в лучшем свете, подсказать куда пойти, что посмотреть и прочее. В данном случае получилось наоборот. Мне, приезжему, пришлось её переубеждать: я рассказал, какие достопримечательности Полтавы собираюсь посетить.

До Круглой площади легко дойти по улице Октябрьской. Так я и сделал. Шаг за шагом знакомился с городом, в котором хотел побывать с детства. Немного не доходя до Круглой площади, заметил интересное здание 1909 года постройки из красного кирпича с мифичными птицами Сирин у входа. С 1937 до 1991 года здесь находилось местное представительство КГБ, а сейчас соответственно — областное управление СБУ.

Круглая площадь впечатлила. Я ее всю, извините за тавтологию, обошел по кругу. Но больше всего понравился парк в центре. Повсюду лавочки, зеленый газон, деревья. Суббота, полшестого, вокруг почти никого. Присел отдохнуть на лавочку. Город потихоньку оживал. Сначала появились бегуны, причем пожилые, затем дворники. Чуть позже роллеры и велосипедисты.

Пошел искать, где раздобыть карту города, ибо какой пеший поход без карты? Перед поездкой я обыскал несколько торговых точек и ничего не нашел, поэтому надеялся, что повезет на месте. По дороге «пристал» к студентке, как выяснилось Полтавского педагогического университета, которая мирно сидела на лавочке. Своими расспросами я отвлек девушку от подготовки к защите на степень бакалавра. В благодарность за помощь пообещал проводить до вуза. Девушка оказалась патриоткой своего города и познакомила меня с некоторыми достопримечательностями Полтавы. Её факультет оказался совсем рядом со старинным зданием 1 корпуса университета.

отчёты о пеших походахПожелав новой знакомой «ни пуха», двинулся к музею-усадьбе Котляревского. Было около восьми часов и солнце начало потихоньку припекать. В Полтаве растет много лип. От малейшего ветерка меня осыпало высохшими цветками, которые позже еще долго находил у себя в вещах.

Восстановленная хата Котляревского один из архитектурных памятников, сосредоточенных на Ивановой горе — наивысшей точке города. Музей работает только с 10.00, и у меня было время осмотреться. Тут же находится памятник галушкам и Белая беседка (по-украински «Біла альтанка»), где можно ненадолго прервать свой пеший поход и насладиться чудесной панорамой Полтавы. Отсюда невооруженным глазом хорошо виден Крестовоздвиженский монастырь.

Вход в музей-усадьбу естественно не бесплатный. За съемку фото/видео плата отдельная. Такое же положение и в краеведческом музее, в который я направился после. Ожидал здесь увидеть экспонаты времен Запорожского казачества, правления Петра. Но больше поразили залы, заставленные набитыми чучелами разных животных и птиц. От мыши до лося. Лично для меня это не очень приятное зрелище. Особо привлекателен фасад здания. Внимательные почитатели книг Дэна Брауна и фильмов про Индиану Джонса смогут найти здесь для себя интересные детали.

Посещение музеев в Полтаве хорошенько «покусало» мою походную кассу. А ведь еще ждали Диканька и Опошня.

Вернусь к теме языка. К концу прогулки по Полтаве языковая ситуация напомнило мне украинское телевидение: половина горожан говорит по-русски, половина на украинском и суржике. А вот в Опошне немного по-другому. Но к ней мы еще вернемся.

Окрестности Диканьки

Примерно в два часа дня я вытащил свое снаряжение из камеры хранения, а уже через час маршрутка подвезла меня к Диканьке. Первым делом сфотографировался возле триумфальной арки, которая находится у въезда в поселок. У местных выяснил, что музей сегодня не работает. Жаль, придётся менять планы пешего похода. Время поджимало, а ещё нужно искать место для ночлега. Решил идти к Ворскле, это где-то 5,5 км на восток через лес.

гоголевские местаПереобулся в «берцы». Клещи, знаете ли, не шутка! Не хотелось лишний раз с ними встречаться. Через лес шла наезженная машинами грунтовая дорога, хотя «тропа» будет точнее. Среди деревьев увидел столбики в зелено-белую полоску, и кормушки. Видимо это заповедник. Первое что пришло на ум: «Хоть бы лесники не прицепились». Только я вышел на прогалину, как тотчас увидел несколько зданий. Купленная в киоске карта области, оказалась неточной. Далеко не все на ней обозначалось. Поэтому я просто двигался по тропинке, которая уводила дальше в лес.

Посмотрев в бинокль, обнаружил «избушку на курьих ножках» (на железных сваях). Трава вокруг доходила до пояса и прямо кишела клещами. Дверь оказалась открытой и я присел отдохнуть. Куда идти дальше было непонятно, поэтому решил возвращаться к тем постройкам, которые на деле оказались пунктом государственного лесного хозяйства.

Двое мужичков лет сорока, сидя возле забора, резались в карты. Один из них и был лесником. Начались расспросы о цели моего пешего похода, кто я и откуда. Выяснилось, что вообще-то здесь и ходить не везде можно. Спрашивали где моя группа. Они почему-то решили, что я не один. После лесник Виталий даже карандашом нарисовал, как лучше мне пройти к Ворскле. Путь пролегал через лес, а после выходил на базу отдыха какого-то предприятия. Там я и вышел к реке.

В мои наивные планы входило установка палатки, вечернее купание, ужин и сладкий сон. Но не тут-то было. Все места более-менее похожие на пляж были заставлены машинами, из которых ухала клубная музыка. Молодежь отдыхает. Пришлось забыть о вечерних водных процедурах и убраться подальше. Однако от Матушки-Природы я всё равно получил утешение. Выбранное место ночлега было сплошь усеяно земляникой, порой довольно крупной.

Наконец наступила ночь, лягушки завели свои громкие дебаты, запели комары над ухом, ожидая, когда закончится действие репеллента. До самого утра, сквозь сон, слышал бесконечно повторяющееся: гуп-гуп-гуп, бам-бам… Хотя музыка давала уверенность, что никакой кабан или лось не появятся среди ночи у палатки.

На рассвете поел земляники, быстро собрался и помчал к речке. «У-ух, хорошо!» — как сказал бы сказочный гном персонаж советского мультфильма «Заколдованный мальчик». Обсохнув на ласковом утреннем солнышке, я оделся и продолжил свой пеший поход, держась берега Ворсклы. Река все время петляла словно змея. Карта говорила, что совсем скоро я увижу Писаревщину. Там же в селе планировал набрать воды.

достопримечательности в ДиканькеБерег от моих глаз скрывали высоченные деревья. По левую руку (а двигался я на север) колосились поля. Солнце палило, было почти одиннадцать часов, передо мной возникла наезженная борозда, которая вела к реке. Подойдя к берегу, увидел чью-то одежду. Вскоре появился и хозяин вещей. У него я решил узнать, как далеко находится село. Выяснилось, что я сейчас между Великими Будищами и Чернечим Яром.

Слово за слово… Оказалось, что у моего нового знакомого полтавчанина Олега в Великих Будищах есть дача. Было воскресенье, и он выбрался по грибы, а так как ничего не нашел, решил просто искупаться. Во время нашей беседы я рассказал о своих планах. Он не рекомендовал идти пешком к Опошне, лучше автобусом, это совсем недорого. А вот от Опошни посоветовал пройти к Бельскому городищу. Это бывший город Гелон (по Геродоту). Там, мол, даже раскопки ведутся.

Олег пригласил к себе на дачу пообедать. Я тоже был не прочь перекусить, поэтому согласился и мы двинулись к селу. Дорога петляла по холмистой местности, снаряжение для пешего похода тянуло вниз, я немного запыхался и хотел пить. Попутчик рассказал, что на даче есть колодец. Когда мы наконец-то дошли, я пил колодезную воду, не останавливаясь, без лишних раздумий о ее качестве и возможных последствиях. Вода оказалась очень вкусной. Позже с позволения хозяина я еще не раз прикладывался к ведерку.

Олег быстро пробежался по своему огороду и из того, что он собрал (зелень, кабачки), а так же сала и пары яиц, мы быстро сварганили неплохой обед. Вот не знаю почему, может, постеснялся, но я не сделал, ни одного снимка этой неожиданной встречи. Как-то было неловко тыкать в лицо камерой такому радушному хозяину в его же доме.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!

комментариев 8 к статье “С вещмешком по Полтавщине (часть первая)”

1.  Андрей 26.11.2013 в 14:25

А я бы из такой мисочки и такой ложечкой галушек бы навернул. Не знал, что в Полтаве есть подобный памятник. И это хорошо, в России есть памятник табуретке, во Франции — пальцу, в Норвегии — скрепке. А мы чем хуже?

2.  Настя 26.11.2013 в 17:57

Завидую людям, которые вот так могут взять и пойти самостоятельно в пеший поход. Пусть даже недалеко, но всё равно ведь в незнакомое место, да ещё и один.

3.  Алекс 26.11.2013 в 23:17

Там, где сейчас сидят комитетчики, изначально был Крестьянский банк. Причём дизайн здания это отечественная разработка. Украинский модерн, так сказать.

4.  Людмила 27.11.2013 в 08:48

Это такой поход выходного дня получается. А я не люблю скакать с места на место — особо ничего не увидишь. Лучше потратить полдня на какой-то один объект, зато всё в подробностях рассмотреть и узнать.

5.  Антон Иванович 27.11.2013 в 13:21

На что там полдня тратить? Два храма, монастырь, музеи Котляревского и Панаса Мирного, парк. Фактически всё. Так что мужик всё правильно рассчитал.

6.  Анна 27.11.2013 в 20:09

Ну не скажите, Антон Иванович! Полтава не зря считается одним из лучших туристических центров Украины. Это наша история и посмотреть тут много чего можно. Для туристов, которые плохо знают город, есть обзорная экскурсия на специальном автобусе-ресторанчике. Самое интересное посмотрите, заодно галушек покушаете.

7.  Надя 28.11.2013 в 02:30

Заказать экскурсии можно не только по Полтаве. Экскурсионные автобусы ходят по разным направлениям. Например, Полтава-Диканька-В.Будищи-Опошня. За десять часов всё самое интересное посмотрите. Цена без питания 200 грн. Да вы сайты специализированные поищите. Там разные маршруты есть: автобусные, пешеходные, на конкретные достопримечательности, двухдневные туры, индивидуальные, группы и др.

8.  Маша 28.11.2013 в 17:41

Вот бы на Рождество в Диканьку поехать! В Киеве уже предлагают трёхдневный тур. Цены, естественно, «кусючие» — 1747 грн. с человека. Но программа насыщенная, с гидом и переездами. Интересно будет посмотреть театрализованное представление в ночь накануне Рождества. Может, кто в прошлые годы ездил? Расскажите пож.

Ваше мнение, пожелания, критика, угрозы:

* Обязательно (для живых организмов)
* Обязательно (шалаши, колодцы теплотрасс, скворечники и т.п. не катят)
Необязательно (но если есть желание – хвалитесь)

* Обязательно (защита от спам-ботов)

* Обязательно (посты с ненормативной лексикой попадут в населённый пункт Кукуево)